Данные на диаграммах BPMN Время чтения: 1 мин. 952 просмотров Определение и обозначение объектов данныхДанные обозначают информационные объекты, которые используются при выполнении бизнес-процесса BPMN или являются результатами выполнения процесса. Ниже приведены возможные графические элементы данных для применения на диаграммах BPMN.Входные данные BPMN – это исходные информационные объекты, которые преобразуются при выполнении действия (задачи или подпроцесса) BPMN.Выходные данные BPMN – это информационные объекты, которые являются результатом выполнения действий BPMN.Объект данных BPMN – это информационный объект (документ, отчет, письмо и т.д.), который может обрабатываться или передаваться в ходе выполнения бизнес-процесса.Коллекция объектов данных BPMN – представляет собой группу объектов данных. Например, «Комплект отгрузочных документов» или «Пакет конструкторской документации».Хранилище данных BPMN – это специальный объект, который может использоваться бизнес-процессом для записи и / или извлечения данных. Например, это может быть база данных.Особенностью хранилища является то, что после окончания экземпляра процесса все данные сохраняются и могут быть использованы в других бизнес-процессах или экземплярах процессов.Инициирующее сообщение BPMN – позволяет явно указать сообщение, которое является первым в логической цепочке взаимодействий между процессами.Ответное сообщение BPMN – служит для явного указания сообщения, которое отправляется в ответ на инициирующее сообщение.Примеры моделирования данных BPMNВходные и выходные данныеРассмотрим фрагмент бизнес-процесса поставки оборудования клиенту. В ходе бизнес-процесса выполняется подпроцесс «Заключить договор», «Сформировать счет на оплату» и «Сформировать товарную накладную». Для каждого из этих действий процесса указаны входные и выходные объекты данных. Обратите внимание на 2 момента:Один и тот же объект может являться входом или выходом одновременно для нескольких действий бизнес-процесса;Один и тот же объект может быть выходом для одного действия и входом для другого действия бизнес-процесса.Обозначение передачи данныхНа диаграмме ниже показан фрагмент бизнес-процесса подписания договора. Сначала договор подготавливается, затем исполнитель уведомляет контрагента о том, что договор готов, и в завершении подписывает договор. Как видно, объект данных BPMN «Договор» одновременно является выходом из задачи «Подготовить договор» и входом задачи «Подписать договор». Поэтому он прикреплен стрелками-ассоциациями к соответствующим задачам.Если объект данных BPMN передается между двумя задачами, которые следуют непосредственно друг за другом, то его прикрепляют связью-ассоциацией к стрелке потока управления, как показано ниже. Здесь задача «Поместить договор в архив» следует непосредственно после задачи «Подписать договор».Коллекции объектов данныхРассмотрим теперь фрагмент диаграммы BPMN, состоящий из одной задачи «Подготовить комплект проектных документов». В ходе выполнения этой задачи исполнитель получает из разных источников документы: Устав проекта, Бюджет проекта, План-график проекта, Приказ о старте проекта и объединяет их в единый комплект – «Комплект проектных документов». Здесь хорошо видно, из каких документов «составляется» итоговый комплект.Хранилища данныхМоделирование хранилищ данных рассмотрим на примере бизнес-процесса выдачи пропуска в офисное здание. Исполнителем процесса является сотрудник службы охраны или бюро пропусков. Сначала он узнает у посетителя цель визита, затем проверяет и сканирует паспорт, потом выдает пропуск в здание, а паспортные данные и скан-копию паспорта публикует в базе данных.Обратите внимание на 2 способа изображения передачи данных в хранилище. «Скан-копия паспорта» показана в виде объекта данных BPMN, а «Номер пропуска» и «Паспортные данные» – в виде подписи к стрелке-ассоциации.Инициирующие и ответные сообщенияИнициирующие и ответные сообщения могут использоваться только для передачи сообщений между разными бизнес-процессами на диаграммах взаимодействия. В нашем примере показан информационный обмен между Клиентом и сотрудником Техподдержки при возникновении проблемы с некой программой. Инициирующим сообщением является запрос Клиента в техподдержку, а ответным сообщением – письмо с указанием прогнозного срока решения проблемы. Вперёд – Данные и артефакты Артефакты в BPMN