Процесс

Время чтения: 1 мин. 1289 просмотров

Диаграмма «Процесс» описывает содержание и логику бизнес-процесса в виде потока задач, условий и событий. Это самый распространенный, часто применяемый вид диаграмм, он является основой нотации BPMN.

Графические элементы диаграммы «Процесс»

Задачи BPMN – это элементарные (неделимые) работы, которые должны быть выполнены в рамках бизнес-процесса. Примеры задач:

Примеры задач BPMN разных видов

Поток управления BPMN

Подпроцесс BPMN

События BPMN

Шлюзы BPMN

Ролевые дорожки BPMN

Обозначение данных BPMN

Ассоциация BPMN для обозначения аннотаций Ассоциация BPMN для обозначения компенсации

Артефакты BPMN

Пример диаграммы «Процесс»

Пример диаграммы в нотации BPMN

На данной диаграмме смоделирован бизнес-процесс BPMN, согласно которому менеджер по работе с клиентами обрабатывает запросы, поступающие клиентов, когда у них возникает проблема при работе в программном продукте.

Процесс начинается со стартового события «У клиента возникла проблема». Это событие запускает экземпляр бизнес-процесса BPMN при поступлении соответствующего запроса от клиента. Затем менеджер вручную выполняет действие «Получить описание проблемы». Для этого он задает клиенту уточняющие вопросы, чтобы получить максимально подробную информацию.

Далее менеджер по работе с клиентами принимает решение, может ли он решить возникшую проблему сам? Это принятие решения отражено на диаграмме при помощи эксклюзивного шлюза «Могу решить проблему сам?». Если менеджер может решить проблему сам, то он рассказывает клиенту решение проблемы (см. на диаграмме задачу «Объяснить решение») и процесс завершается. Если не может – то обращается с запросом в первую линию техподдержки (см. на диаграмме задачу «Спросить у 1 линии техподдержки»).

Далее процесс приостанавливается и ожидает ответ от техподдержки. Это отражено на диаграмме с помощью промежуточного события «Ответ получен». После получения ответа менеджер выполняет задачу «Объяснить решение» и процесс завершается.

Классификация диаграмм «Процесс»

Диаграммы вида «Процесс» принято подразделять на «исполняемые» (executable) и «не исполняемые» (non-executable).

Исполняемые модели BPMN процессов создаются в специальных информационных системах, которые автоматически назначают пользователям задачи в соответствии с логикой смоделированного бизнес-процесса и обеспечивают контроль исполнения этих задач. Такие системы называются BPM-системы (Business Process Management System, BPMS).

Характерная особенность исполняемых моделей бизнес-процессов BPMN заключается в том, что они описывают логику назначения и контроля задач со всеми нюансами. По этой причине исполняемые модели обычно выглядят очень сложными. Для упрощения восприятия таких диаграмм рекомендуется по возможности отказаться от использования подпроцессов и размещаться весь процесс на одной диаграмме.

Пример исполняемой модели процессов

Модель исполняемого бизнес-процесса в BPMN

Не исполняемые модели процессов BPMN – это все остальные модели, кроме исполняемых. Они создаются с разными целями, поэтому их многообразие велико. Наиболее популярные цели создания не исполняемых моделей:

  • Формализация, регламентация и стандартизация деятельности
  • Описание требований при разработке и настройке информационных систем
  • Оптимизация бизнес-процессов: моделирование логики рабочих процессов «как есть» и «как надо»
  • Оптимизация организационной структуры и ролевой структуры
  • Имитационное моделирование бизнес-процессов и прогнозирование прироста эффективности от оптимизации

Пример не исполняемой модели бизнес-процессов

Модель не исполняемого бизнес-процесса в BPMN

1 Comment

  • admin

    26.03.2025

    тест

    Reply

Оставьте комментарий

Нажимая кнопку "Отправить комментарий" вы даёте согласие на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности

Поделиться этой страницей

Процесс

Или скопируйте ссылку

СОДЕРЖИМОЕ