Сообщение Время чтения: 1 мин. 1560 просмотров Определение и виды событий с типом “Сообщение”Событие BPMN с типом «Сообщение» используется для генерации или обработки сообщений от других процессов либо субъектов. Графически оно обозначается кругом с триггером в виде конверта внутри. Сообщениями при этом могут быть не только письма, электронная почта или телефонные звонки. Сообщением может быть любой информационный или даже материальный объект. Ниже приведены все возможные виды событий BPMN с типом «Сообщение».Пример использования событий с типом “Сообщение”Рассмотрим практический пример применения события BPMN с типом «Сообщение». На диаграмме изображен процесс, в ходе которого некий человек, проголодавшись, покупает и ест пиццу. После выполнения задачи «Заказать пиццу» бизнес-процесс приостанавливается до те пор, когда наступит событие «Пицца доставлена». Затем процесс продолжится дальше.Практические советы Практический советСобытия с типом «Сообщение» можно заменять на задачи с типом «Сообщение» и наоборот.Смысловая нагрузка события-обработчика «Сообщение» совпадает с задачей «Получение сообщения», а смысл события-инициатор «Сообщение» совпадает с задачей «Отправка сообщения», следовательно, их можно взаимно заменять.В приведенном выше примере можно заменить задачу «Заказать пиццу» на событие-инициатор с типом «Сообщение».Однако, нужно с осторожностью использовать промежуточные события-инициаторы вместо задач, так как это может привести к ошибочному пониманию диаграммы и логика процесса может быть потеряна. Мы рекомендуем не использовать такие замены, а пользоваться задачами с типами отправка и получение сообщений. Практический советСобытия с типом «Сообщение» можно заменять на задачи с типом «Сообщение» и наоборот.При наименовании процессов и задач необходимо придерживаться формулы: “глагол (указывает на выполняемую работу) плюс существительное (указывает на объект выполняемой работы)”. Например, «Выдать карту», «Оказать услугу», «Продать товар».Иногда в название можно добавить уточнение, позволяющее точнее характеризовать объект. Например, «Принять согласованную заявку», «Оказать услугу по заключению договора».События относятся к тому, что уже произошло независимо от процесса или в результате процесса. Поэтому для наименования событий необходимо использовать формулу: “объект плюс глагол совершенного вида в прошедшем времени (отвечает на вопрос «что сделано?» или «что произошло?»)”. Например, «Поступила заявка», «Выполнено условие», «Истекло 15 минут».В BPMN формально отсутствует требование, чтобы для каждой функции было смоделировано начальное и конечное событие, но каждый процесс должен каким-то событием начинаться и иметь определенный результат – конечное событие. Во-первых, таким образом можно определить событие, которое инициирует запуск процесса, а во-вторых, зафиксировать окончательный статус (результат) этого процесса. Граничное событие BPMN с типом «Сообщение»Рассмотрим пример использования граничного прерывающего события BPMN с типом «Сообщение» (см. диаграмму процесса ниже). При поступлении сообщения от пользователя о наличии ошибки на веб-сайте администратор выполняет поиск ошибки. Во время выполнения этой задачи пользователь может сообщить, что ошибка устранена им самостоятельно. Тогда задача по поиску ошибки прерывается и поток управления переходит к задаче «Предоставить информацию об ошибке». Однако, если ошибка обнаружена, администратор ее исправляет и одновременно выясняет по чьей вине она произошла. Если не по вине пользователя, то администратор сообщает ему, что ошибка устранена. Если по вине пользователя, то предоставляет информацию об ошибке.Граничные не прерывающие события BPMN с типом «Сообщение» обычно используются для обработки сообщений, поступающих многократно по ходу выполнения действия или подпроцесса. Например, на диаграмме ниже показано, что во время подготовки отчета могут быть получены дополнительные новые данные, в этом случае их нужно добавить в отчет. При этом действие по подготовке отчета прерываться не должно. Вперёд – События Таймер