Типы задач

Время чтения: 1 мин. 1810 просмотров

Что такое тип задачи в BPMN

Задача BPMN изображается на диаграмме процесса в виде прямоугольника с закругленными углами и обозначает элементарное действие, выполняемое участником процесса.

Обозначение задачи BPMN

BPMN позволяет использовать на диаграмме различные типы задач BPMN, которые могут выполняться сотрудником, механизмом, программой, либо сотрудником с помощью программы. Для диаграмм бизнес-процессов, которые будут исполняться вручную, использование некоторых типов задач BPMN малоприменимо. Однако, они могут быть полезны для моделирования процесса с целью его дальнейшей автоматизации.

Типы задач и примеры использования

Тип задачи BPMN определяет природу действия, которое будет выполнено. В BPMN существуют следующие типы задач:

Обозначение абстрактной задачи BPMN

Задача без определенного типа называется абстрактной. Абстрактные задачи используют, когда тип задачи очевиден из контекста и его можно не указывать. Например, в бизнес-процессе, который выполняется полностью вручную, все задачи имеют тип «ручное выполнение» и это очевидно.

Использование абстрактных задач BPMN

Также абстрактные задачи используют для первичного «чернового» моделирования логики бизнес-процесса.

Обозначение задачи Получение сообщения BPMNЗадача «Получение сообщения» ожидает поступление сообщения от другого участника или процесса. Задача считается выполненной, если сообщение получено хотя бы один раз. Такая задача приостанавливает выполнение процесса до тех пор, пока не будет получено сообщение.
Альтернативой данной задаче является промежуточное событие-обработчик с типом «Сообщение»:Промежуточное событие обработчик Получение сообщения BPMN

Пример 1: с задачей «Получение сообщения»

Использование задачи BPMN с типом Получение сообщения

Пример 2: с промежуточным событием-обработчиком «Сообщение»

Использование события-обработчика Получение сообщения
Обозначение задачи Отправка сообщенияСуть задачи – отправка сообщения другому участнику или процессу. Задача считается выполненной сразу по факту отправки сообщения. Такая задача не приостанавливает выполнение процесса, и выполняется моментально.
Альтернативной такой задаче является промежуточное событие-инициатор с типом «Сообщение»:Обозначение задачи BPMN

Пример 1: с задачей «Отправка сообщения»

Диаграмма с задачей Отправка сообщения

Пример 2: с промежуточным событием-инициатором «Сообщение»

Диаграмма с событием Отправка сообщения
Обозначение задачи сценария скрипта

Данная задача запускает сценарий (т.е. последовательность действий) или программный код, который выполняется автоматически.

«Задача-сценарий» всегда выполняется той информационной системой, которая управляет всем бизнес-процессом: запускает и завершает экземпляры процессов, назначает задачи пользователям и т.д. Это может быть корпоративный портал, BPM-система, система документооборота, система управления задачами или модуль исполняемых бизнес-процессов, встроенный в корпоративную информационную систему.

Пример применения задач-сценариев:

Диаграмма BPMN с задачами сценарий скрипт
Обозначение сервисной задачи BPMN

Сервисная задача выполняется автоматически (без участия человека) произвольной информационной системой, веб-сервисом, машиной или оборудованием.

Сервисные задачи обычно применяют чтобы показать логику взаимодействия информационных систем с пользователем.

Пример применения сервисных задач:

Диаграмма с сервисными задачами BPMN
Обозначение выполнения бизнес-правила

Эта задача содержит правила и соответствующие им действия, которые должны быть выполнены при выполнении правила. Суть такой задачи похожа на «Задачу-сценарий», но есть отличия.

  • «Задача-сценарий» содержит одно или несколько действий, причем их все необходимо выполнить для завершения задачи.
  • «Бизнес-правило» содержит различные наборы действий, причем выполняется только тот набор, который соответствует определенному условию.

Бизнес-правила используются, когда в бизнес-процесс нужно заложить сложную логику принятия решения или выполнения расчетов, или каких-либо действий. Пример применения бизнес-правил мы описываем в отдельной статье.

Обозначение ручной задачи BPMN

Ручная задача выполняется человеком, без применения каких-либо автоматизированных решений и систем. Например: «Перенести груз из точки А в точку Б», «Визуально проверить отсутствие дефектов», «Налить стакан воды» и т.д.

Пример применения ручных операций:

Диаграмма процесса с ручными задачами BPMN
Обозначение задачи пользователя BPMN

Пользовательская задача выполняется человеком – пользователем произвольного сервиса, программного продукта (информационной системы), либо автоматизированного решения. При выполнении таких задач обычно требуется ввод данных, создание записей в информационных системах, выгрузка отчетов, манипуляции с объектами на экране и т.д.

Пример применения пользовательских задач:

Диаграмма с задачами пользователя BPMN

Оставьте комментарий

Нажимая кнопку "Отправить комментарий" вы даёте согласие на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности

Поделиться этой страницей

Типы задач

Или скопируйте ссылку

СОДЕРЖИМОЕ